Воронежская область стоит на пороге радикального изменения отношения к бездомным животным - в пятницу, 12 апреля, областная дума рассмотрит соответствующий законопроект уже во втором чтении. В марте комитет облдумы по экологии и природопользованию, изучив проект, рекомендовал законодателям принять закон «О безнадзорных животных Воронежской области».
Но принять закон недостаточно. У нас немало законов, которые существуют только на бумаге. Нужно, чтобы заработал механизм. Необходим целый комплекс организационный, рекламных, воспитательных, штрафных и других мер,
Зоозащитники, которые инициировали законопроект и участвовали в его написании, уверяют: на бумаге закон не останется. Они готовы к интенсивной работе.
Что принципиально изменится и нужно ли вообще что-то менять, обсуждали на круглом столе 3 апреля ветеринары, чиновники, городские депутаты, общественники и представители природоохранной прокуратуры.
После того, как законопроект примут, отстрел как метод в ликвидации бездомных животных существовать перестанет. Бродяг будут отлавливать, помещать в приют или центр временной передержки (на этой формулировке настаивают зоозащитники) и стерилизовать их.
- Задача приюта – обеспечить хоть какую-то жизнь животному, тогда как у центра временной передержки основная цель – поиск хозяев, - подчеркивает член правления фонда помощи животным «Право на жизнь» Татьяна Прокопова.
Подчеркнем, сейчас в области нет ни одного официального приюта, все они де-юре являются общественными организациями, фондами помощи животным и так далее.
Мы никогда не спорили по поводу безнадзорных животных – безусловно, их не должно быть. Мы лишь обращаем внимание на то, что действующая система - неэффективна. Отстрел существует в нашей стране с конца 70-х годов, но численность бездомных животных только растет,
По официальным данным, в области популяция бесхозных собак насчитывает 30 тысяч. По статистике, предоставленной пресс-службой мэрии, в Воронеже в прошлом году «отловили» 4675 собак, на сотню меньше было в 2011 году.
Работа для армии волонтеров
Анна Воронина акцентирует, что в предлагаемой системе реализации законопроекта необходимое финансирование не превысит ежегодно выделяемых средств на отстрел животных. Но при этом эффективность гуманного очищения города от бродяжек окажется несравнимой.
Депутат гордумы Галина Кудрявцева считает, что пунктами временной передержки должны заниматься благотворительные организации, а органы власти - лишь организовать эту деятельность и финансировать стерилизацию бездомных животных.
- Законопроект предполагает активное участие добровольцев, - подтвердила руководитель инициативной группы «Эко право» Майя Козинцева. – Сочувствующих, понимающих, что бездомных животных быть не должно, очень много. Наверное, в Воронеже в этой сфере - самая большая армия волонтеров.
Анна Воронина добавила, что общественники не собираются перекладывать на органы власти функции реализации этого закона.
- Речь идет о частно-государственном партнерстве. Господдержка нам потребуется только на период реализации, это примерно 5-7 лет, - поясняет Анна Воронина.
Галина Кудрявцева обратила внимание, что проблема бездомных животных – в ведении региональной власти, и что эти полномочия нужно делегировать, подкрепив их финансово, на уровень муниципалитетов.
- До тех пор, пока этого не будет сделано, мы только и будем собираться за «круглыми столами». Все понимают, что никакое областное правительство не будет бегать за собаками по деревням, - отмечает Галина Александровна.
Враг человека
Вопрос бездомных животных стоит остро. Пока одни сердобольные граждане пытаются их спасать, другие - вызывают отстрел. Или объявляют собственную войну собакам.
– Активизация преступного сообщества, в частности, догхантеров – результат той же самой неэффективной и незаконной системы отстрелов: «им можно и нам можно, мы – санитары». Мы часто упускаем факт, что они представляют угрозу жизни не только собакам, но и человеку, - говорит Анна Воронина. - Я просчитала: в результате их разовой акции в воздух и воду попадает такое количество токсичных веществ второго и третьего классов опасности, которое превышает в 7500 и 37500 раз предельно допустимые концентрации и ориентировочные допустимые уровни, утвержденные главным санитарным врачом Российской Федерации Геннадием Онищенко. Мы никогда не связываем деятельность догхантеров и ребенка, попавшего в реанимацию с бронхиальной астмой, аллергией. Если провести аналитику, таких фактов может набраться гораздо больше, чем укусов собаками детей.
Но все же главные палачи, которые, в отличие от догхантеров, не стесняются убивать даже среди бела дня – отстрельщики. Недавно в Коминтерновском районе потерялся домашний пес. Он нашел свой дом, но перепутал подъезд и сидел у двери, ждал хозяев. Кто-то из соседей его покормил и расклеил объявления о потеряшке. А другой сосед позвонил в райДЭЗ.
- Хозяева не успели на два часа, пса расстреляли на месте. Естественно, мы будем подавать в суд на возмещение материального и морального ущерба, - говорит Анна Воронина. – Я всегда задаюсь вопросом: почему вы убиваете по одному заявлению? Почему вас не интересует мнение других жителей, которых зачастую больше? Почему не выяснили у них перспективы этих животных? И ведь приезжают тут же – быстрее, чем «Скорая» на срочный вызов, не давая никакой возможности среагировать на ситуацию. На прошлой неделе в Левобережном районе появился метис ротвейлера. Отстрел вызвали тут же. Но в этот раз нам удалось спасти пса. Жители догадались позвонить зоозащитникам. Мы обратились в полицию, чтобы они воспрепятствовали отстрелу, потому что мы изымем собаку с улицы. Нашли машину, пса забрали в некоммерческое партнерство «Друзья» и уже пристроили в частные руки - с условием, что ее, возможно, ищут и найдут прежние хозяева. Видно, что собака явно домашняя.
- Законопроект, который будут рассматривать в думе, предлагает другой сценарий. Бродячую собаку помещают в центр временной передержки, где ее могут найти прежние хозяева или новые. В такой ситуации нет пострадавших. Удовлетворен и человек, которому пес мешал по каким-то причинам, и нет морально-угнетенных людей, которые эту собаку кормили, а ее убили у них на глазах,- говорит Татьяна Прокопова.
Помощник воронежского межрайонного природоохранного прокурора Наталья Кишман поправила зоозащитников: по жилищному законодательству недопустимо подкармливать и, тем более, брать под опеку бездомных собак.- Не важно, что их вакцинировали, стерилизовали – никто не имеет права содержать животных во дворах, на лестничных клетках, общих балконах. Хочешь завести зверя – бери его к себе домой, - считает Наталья Кишман.
Лицензия на убийство
Правда, тут же помощник прокурора добавила, что, с другой стороны, отстрелы являются «еще более незаконными».
Согласно закону о ветеринарии, эвтаназию животным имеет право проводить только дипломированный ветврач и ни в коем случае не дистанционно. В феврале этого Левобережный суд Воронежа вынес решение признать такую деятельность незаконной и запретить индивидуальным предпринимателям умерщвлять животных при отлове. По признанию самих отстрельщиков, они нарушают правила дозировки препарата. Известно, что они отстреливают собак среди бела дня в людных местах и даже порой рядом с детскими учреждениями. Почему никто не допускает, что человек может броситься защищать собаку, и выстрел-укол попадет в него? Нарушений множество, они носят системный характер. К сожалению, не видя выхода, мы, в том числе и прокуратура, на многое закрываем глаза,
- Вы запретили отстрел, мы за три месяца в Воронеже зафиксировали пять неблагополучных очагов по бешенству. Один – самый опасный – в районе областной клинической больницы, где жила зараженная лиса. Где гарантия, что от нее не заболели другие животные, те же самые, которых жители ближайших домов подкармливают? – включается в дискуссию замруководителя городской станции по борьбе с болезнями животных Александр Гуник.
Руководитель управления ветеринарии по Воронежской области Сергей Капустин привел статистику: в прошлом году из 72 случаев подтвержденного бешенства в регионе на долю областного центра пришлось всего три. С начала этого года выявлено уже 38 фактов в области, и из них пять – в Воронеже.
- Не подменяйте понятия. Суд запретил осуществлять противоправную деятельность – умерщвлять животных общеопасным способом в момент их поимки! То, что райДЕЗы прекратили выполнять свои обязанности по отлову, которые они, собственно, и не выполняли, – вопрос другой, - говорит Наталья Кишман.
Проверка на вшивость
Рассматриваемый законопроект касается только безнадзорных животных. Специалисты сходятся во мнении, что он должен быть сопровожден другим – об ответственном отношении к домашним питомцам.
Формирование ответственного отношения – это приоритет. Без этого вся наша работа бессмысленна. 80 процентов безнадзорных животных – это выброшенные домашние. Сейчас мы создаем рабочую группу, чтобы на законодательном уровне прописать систему ответственного отношения. Скорее всего, мы выйдем в областную думу не с инициативой нового законопроекта, а внесением изменений в существующий региональный закон о содержании и защите домашних животных. Будем стараться, чтобы он был рассмотрен до окончания весенней сессии,
Ключевой момент предлагаемых изменений – каждое домашнее животное должно быть поставлено на учет, иметь ветпаспорт, регулярно проходить вакцинацию.
- Тех, кто нарушает ветеринарные правила – штрафовать. У нас люди, к сожалению, понимают только карательные меры. Также обязательно должен быть введен налог. Но если животное кастрированное, от него нужно освобождать. Контролировать наличие домашних питомцев должна, в первую очередь, общественность, в частности, домовые комитеты, - считает депутат гордумы Галина Кудрявцева.
Кстати, РИА «Воронеж» уже сообщало, что воронежские зоозащитники выходят с инициативой ввести в России налог на животных. Например, в Израиле годовой налог на домашнее животное 50 долларов. Эти деньги идут в бюджет на стерилизацию бездомных животных, содержание площадок для выгула и приютов. Тогда это будет выстроенная система. Захотел собаку или кошку – неси ответственность, в том числе и расходы.